USD: 27.69 грн EUR: 32.95 грн RUB: 0 грн
Антиблокировочная система (ABS)
Рубрика: Устройство автомобиля

Антиблокировочная система (ABS)

23.12.2020

Антиблокировочная система (АБС) (нем. antiblockiersystem англ. Anti-lock Brake System (ABS)) - система, предотвращающая блокировку колёс транспортного средства при торможении. Основное предназначение системы состоит в том, чтобы уменьшить тормозной путь и обеспечить управляемость транспортного средства в процессе резкого торможения, и исключить вероятность его неконтролируемого скольжения.


В настоящее время АБС как правило является частью более сложной электронной системы торможения, которая может включать в себя антипробуксовочную систему, систему электронного контроля устойчивости, а также систему помощи при экстренном торможении.

АБС устанавливается на легковых и грузовых автомобилях, мотоциклах, прицепах, а также на колёсном шасси крупных самолётов.



Принцип действия АБС

При движении транспортного средства пятно контакта его колёс находится в неподвижности относительно дорожного полотна, то есть на колесо действует сила трения покоя. Так как эта сила больше, чем сила трения скольжения, замедление при колёсах, вращающихся со скоростью, соответствующей скорости движения транспортного средства, будет эффективнее, чем замедление при проскальзывающих колёсах. Кроме того, транспортное средство, одно или несколько колёс которого находятся в скольжении, теряет управление.



Устройство системы


АБС состоит из следующих основных компонентов:
  • Датчики скорости либо ускорения (замедления) установленные на ступицах колёс транспортного средства.

  • Управляющие клапаны, которые являются элементами модулятора давления, установленные в магистрали основной тормозной системы.

  • Блок управления, получающий сигналы от датчиков, и управляющий работой клапанов.


  • После начала торможения АБС начинает постоянное и достаточно точное определение скорости вращения каждого колеса. В том случае, если какое-то колесо начинает вращаться существенно медленнее остальных (что означает, что колесо близко к блокировке), клапан в тормозной магистрали ограничивает тормозное усилие на этом колесе. Как только колесо начинает вращаться быстрее остальных, тормозное усилие восстанавливается.

    Этот процесс повторяется несколько раз (или несколько десятков раз) в секунду, и как правило приводит к заметной пульсации тормозной педали. Обычно, именно по этому признаку водитель может определить момент срабатывания АБС.

    Тормозное усилие может ограничиваться как во всей тормозной системе одновременно (одноканальная АБС), так и в тормозной системе борта (двухканальная АБС) или даже отдельного колеса (многоканальная АБС). Одноканальные системы обеспечивают довольно эффективное замедление, но только в том случае если условия сцепления всех колёс более или менее одинаковы. Многоканальные системы дороже и сложнее одноканальных, но имеют большую эффективность при торможении на неоднородных покрытиях, если, например, при торможении одно или несколько колёс попали на лёд, мокрый участок дороги, или обочину.

    В современные АБС входит система самодиагностики, которая контролирует работу всех компонентов системы по их физическим параметрам. Система самодиагностики зажигает лампу неисправности АБС на приборной панели и записывает соответствующий код неисправности в память блока управления. После определения неисправности данный компонент исключается из работы системы или вся система перестаёт работать, а тормозная система продолжает работать.

    В современных автомобилях постепенно получают распространение электрические тормозные механизмы, действующие независимо на каждом колесе. В этом случае АБС существует в основном как один из алгоритмов управляющего блока такой тормозной системы, и не оказывает никакого влияния на педаль или рукоятку тормоза.



    Эффективность работы АБС


    В большинстве случаев наличие АБС позволяет достичь существенно более короткого тормозного пути, чем при её отсутствии, кроме того АБС позволяет водителю сохранять контроль над транспортным средством во время экстренного торможения, то есть сохраняется возможность совершения достаточно резких манёвров непосредственно в процессе торможения. Сочетание двух этих факторов делает АБС очень существенным плюсом в обеспечении активной безопасности транспортных средств.

    Опытный водитель может эффективно тормозить и без использования АБС, контролируя момент срыва колёс самостоятельно (наиболее часто такой приём торможения используется мотоциклистами), и ослабляя усилие торможения на грани блокировки. Эффективность такого торможения может быть сравнима с торможением при использовании одноканальной АБС. Многоканальные системы в любом случае имеют преимущество в том, что они могут контролировать тормозное усилие на каждом отдельном колесе, что даёт не только эффективное замедление, но и стабильность поведения транспортного средства в сложных условиях неравномерного сцепления колёс с поверхностью дороги.

    Для неопытного водителя наличие АБС лучше в любом случае, поскольку позволяет экстренно тормозить интуитивно понятным способом, просто прикладывая максимальное усилие к тормозной педали или рукоятке, и сохраняя при этом возможность манёвра.

    В некоторых условиях работа АБС может привести к увеличению тормозного пути. На рыхлых поверхностях, таких как глубокий снег, песок или гравий, заблокированные при торможении колёса начинают зарываться в поверхность, что даёт дополнительное замедление, незаблокированные колёса тормозят в этих условиях медленнее. Для того, чтобы можно было эффективно тормозить в таких условиях, АБС часто делают отключаемой. Кроме того, некоторые типы АБС имеют специальный алгоритм торможения для рыхлой поверхности, который приводит к многочисленным кратковременным блокировкам колёс. Такая техника торможения позволяет достичь эффективного замедления, не теряя при этом управляемости, как при полной блокировке. Тип поверхности может быть установлен водителем вручную, или может определяться системой автоматически, путём анализа поведения автомобиля, или при помощи специальных датчиков определения дорожного покрытия.

    Анонсы
    21.05.2014 Автомобильные новости

    Японские производители объединились в создании экономного двигателя

    Японские производители объединились в создании экономного двигателя

    Японские авто-производители будут сотрудничать по разработке новых технологий для двигателей, чтобы помочь сократить расход топлива и идти в ногу с их европейскими конкурентами.
    По словам одного из японского автопроизводителя, европейские автопроизводители получают выгоду от использования технологий разработанных в стартапах и университетах. Такой подход не только помогает европейским автопроизводителям получать более быстрое внедрение новых технологий, но и помогает им более эффективно...

    19.05.2014 Автоновинки

    Новая или все таки обновленная Toyota Camry 2015?

    Новая или все таки обновленная Toyota Camry 2015?

    Toyota представила обновленную версию своего популярного седана Camry на Нью-йоркском автосалоне.
    Camry 2015 – это почти полный рестайлинг прошлогодней модели с рядом технических изменений, обновленным интерьером и модернизированным внешним видом.

    Под капотом нового седана разместился 2,5-литровый четырехцилиндровый двигатель и 3,5-литровый бензиновый V6 в паре с шестиступенчатой коробкой автомат.
    Новая Camry выглядит более изысканно и, в то же время, спортивно. Долгое время маркетологи...

    17.09.2014 Гид покупателя

    Как подготовить машину к зиме?

    Как подготовить машину к зиме?

    Зимний сезон это самый сложный период работы вашего автомобиля. Лучше быть подготовленым к холодной погоде заранее. Ниже перечисленные советы помогут вам быстро и надежно это сделать!
    Обычно подготовка к зимней эксплуатации автомобиля выглядит следующим образом:
    замена летних шин на зимние
    в бачок омывающей жидкости залить "незамерзайку".
    Машина готова! Тем не менее, такое разгильдяйство может привести к нешуточным приключением для Вас и Вашей семьи. Кто хоть раз оказался со сломанным...

    13.10.2014 Устройство автомобиля

    Устройство автомобильного стартера

    Устройство автомобильного стартера

    Двигатели системы обратной связи, однажды запущенные, полагаются на движение от каждого цикла, чтобы начать следующий цикл. В четырехтактным двигателе, третий ход цикла высвобождает энергию из топлива, что дает пуск четвертому (выпускному) такту, а также первым двум (потребление, сжатие) тактам следующего цикла. Чтобы эта обратная связь началась, самые первые два такта должны быть включены иным образом. Стартер используется для этой цели.
    Стартер является наиболее распространенным типом...

    При копирование информации Вы обязаны указать ссылку на наш сайт, как источник материалов. Запрещается как-либо изменять, переписывать, дописывать текст материала. Скопированный материал должен быть размещен в том же виде, как и на сайте autopart.com.ua, с сохранением всех ссылок. Полное копирование материалов сайта запрещается. Копирование рубрик, разделов, а также создание копий (зеркал) сайта категорически запрещено!